Как в СССР пропаганду выдавали за социальную рекламу: примеры
Реклама в Советском Союзе стала неотъемлемой частью идеологической машины, активно формировавшей мировоззрение граждан. В СССР социальная реклама не ограничивалась только информированием, а служила массивным инструментом пропаганды.
Видео дня
Реклама в СССР была многогранной, объединяя в себе коммерческую и пропагандистскую функции, отличаясь безальтернативностью. OBOZ.UA рассказывает, как пропаганду выдавали за социальную рекламу.
Начало социальной рекламы в СССР можно отнести к первым годам после Октябрьской революции.
В 1917 году был подписан декрет Ленина «О введении госмонополии в объявления». Большевистские власти поняли, что только через контролируемые массовые коммуникации можно успешно продвигать социалистические идеи среди народа. В Москве и Петрограде основали правительственные органы, руководившие полиграфическими предприятиями. Фактически возник информационный монополизм.
Особенно ярко социальная реклама того периода подавала образ Ленина. На многочисленных плакатах он изображался как непобедимый вождь, символ победы труда и революции.
Так реклама стала важным инструментом для социальной и политической мобилизации. Появились плакаты, призывавшие к борьбе за социализм, пропагандировавшие трудовую дисциплину, популяризировавшие здоровый образ жизни. В этот период рекламные кампании активно продвигали идеи коллективизма, коммунизма и культа труда. Больше всего плакатов того периода были связаны с антирелигиозным движением.
Среди тех, кто активно влиял на развитие советской социальной рекламы, был Владимир Маяковский. Он являлся одним из главных идеологов революции и использовал свою поэзию для популяризации коммунизма. Маяковский писал рекламные рифмы, ставшие подлинными лозунгами эпохи.
Пропагандистские плакаты становились символами реальности того времени, они призывали к работе на благо общества и партии. Это была реклама, пропагандировавшая идеи о «новом человеке», который должен соответствовать идеалам социалистического общества.
Уже с 1930-х годов в стране началась активная антиникотиновая кампания. Несмотря на отмену «сухого закона» в 1924 году, борьба с пьянством оставалась актуальной. Одним из популярных лозунгов было: «Что можно купить детям на стоимость 1 литра водки?»
Женщин одновременно призывали к эмансипации и активному участию в строительстве нового общества. Они должны были учиться, работать и стать равноправными участниками процесса создания социалистического государства.
К началу 1930-х годов соцреклама также начала охватывать новые сферы, в частности, вопросы безопасности на дорогах. Лозунг «Нарушая правила – рискуешь жизнью» становился предупреждением для граждан. Кроме того, в советской социальной рекламе начали появляться призывы, пропагандировавшие здоровый образ жизни. Плакаты с такими лозунгами, как «Мой руки после работы и перед едой», «Иди в баню после работы» активно распространялись среди населения.
В 1950-х годах реклама в Советском Союзе претерпела значительные изменения. Появление телевидения как канала коммуникации открыло новые возможности пропаганды. Первоначально телевизионная реклама была ограничена, поскольку телевидение было доступно далеко не в каждом доме, но со временем этот медиа-канал стал эффективным инструментом популяризации советских ценностей.
Первые телевизионные рекламы обладали определенными специфическими чертами: они не напоминали привычные современные рекламные ролики, а часто имели форму информационных сообщений, освещавших достижения Советского Союза.
Ранее OBOZ.UA рассказывал, действительно ли в СССР раздавали квартиры и что было не столько с популярным мифом.
Подписывайтесь на каналы OBOZ.UA в Telegram и Viber, чтобы быть в курсе последних событий.
Комментарии закрыты.