«Щелкунчик»: история создания самого сказочного балета Чайковского
Vesti.ua размышляют о феномене балета Чайковского и о причине щелкунчикомании в Киеве
Знаете ли вы, что такое настоящая «щелкунчикомания»? Это то, что сейчас происходит в Национальной опере Украины. Для театра и его зрителей уже стало доброй традицией провожать старый и встречать Новый год самым сказочным балетом Петра Ильича Чайковского. И сегодня трудно даже представить, но всю первую половину ХХ века Киев обходился вообще без «Щелкунчика».
Но это в прошлом, а в настоящем – самая волшебная рождественская сказка, без которой не обходится ни один уважаемый балетный театр в мире, ежегодно собирает аншлаги, а билеты раскупают задолго до спектакля.
Кто-то замечательно сказал, что «Щелкунчик», пройдя по всему миру, был отшлифован, отточен и заново изобретен, став идеальной тканью, которую прошили рождественско-новогодними мечтами.
Vesti.ua рассказывают историю балета «Щелкунчик», о его постановках в киевской Национальной опере, а также о том, что происходит в закулисье подготовки к традиционному предпраздничному «щелкунчиковому» марафону.
Про Чайковского, Гофмана и сюжет «Щелкунчика»
Идея написания балета «Щелкунчик» родилась в 1890 году, когда дирекция императорских театров сделала Чайковскому заказ на двухактный балет.
В поисках сюжета композитор обратился к известной сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (1816). Романтику Теодора Гофмана очень почитали в светских салонах Москвы и Петербурга еще в 1830-40-е годы. И многие восхищались «Щелкунчиком» как сказкой о действительности, в которой совмещены фантазии и реальность: люди превращаются в кукол, а игрушки принимают человеческий облик. И, как полагается, фантазии гораздо интереснее реальности, хотя местами и страшнее.
По сюжету дети советника медицины Штальбаума – Фриц и Клара – получают на Рождество множество подарков, а крестный Дроссельмейер дарит Маше Щелкунчика – куклу, умеющую разгрызать твердые орехи. Наступает ночь, и комната, в которой находится елка, наполняется лунным светом. Елка начинает расти, а Клара становится свидетельницей битвы – ее ведут Мышиный король, выбравшийся из-под пола со своим войском, и армия оживших кукол, возглавляемая Щелкунчиком. В результате куклы побеждают, а Щелкунчик превращается в прекрасного Принца.
Дальше Клара и ее Принц оказываются в царстве кукол, а те, празднуя победу над мышами, дарят гостям диковинные танцы. Танцуют куклы испанские и восточные, танцуют китайские фарфоровые статуэтки, нежная Фея Драже и русские куколки. Вершиной праздничного дивертисмента является «Вальс цветов», или «Розовый вальс» – настоящий бессмертный хит. Но все имеет свойство заканчиваться, и вот Клара просыпается и оказывается, что все случившееся – лишь прекрасный сон.
Фея драже и таинственный инструмент
Оригинальная сказка Гофмана показалась Чайковскому мрачноватой, поэтому для создания либретто он предпочел версию Александра Дюма-отца, который пересказал «Щелкунчика» в более светлой манере. А может, к версии Дюма композитор обратился потому, что он и хореограф Мариус Петипа знали французский и не знали немецкий. Петипа сделал много для того, чтобы получился «Щелкунчик», которым сегодня восхищается весь мир. Он придумал сценарный план-схему, от которого в музыке отталкивался Чайковский.
И не будь хореографом Петипа, в балете не было бы многих героев. Он, например, придумал Фею Драже, известную своим удивительным танцем во втором акте. Чайковский же решил, что танец этой героини будет сопровождать инструмент, издающий волшебные доселе неслыханные звуки. Этот инструмент стал сюрпризом для публики, явившейся на премьеру. Им оказался клавишный металлофон, который его изобретатель Огюст Мюстель назвал челестой.
Чайковский настоял, чтобы Мариинский театр купил челесту во Франции – в Петербург ее доставили перед самой премьерой в обстоятельствах строжайшей секретности. Почему он окружил ситуацию такой тайной? Многие биографы композитора считают, что Петр Ильич попросту боялся, что другие композиторы – тот же Римский-Корсаков, – утащат его гениальную находку и в своих операх покажут миру челесту чуть раньше. Мы же и сегодня удивляемся хрустальному звуку челесты, которая дарит настоящее чудо.
Мари – Клара – Маша и снова Клара
Премьера балета состоялась 6 декабря 1862 года в Мариинском театре. Публика приняла «Щелкунчика» овациями, однако критика была, как это всегда случается с гениальными произведениями, резко контрастной – одни балет взахлеб хвалили, вторые отчаянно ругали. Но время показывает, что правы оказались те, кто шедевр Чайковского и Петипа похвалил.
Интересно, что у Гофмана главных героев сказки зовут Фриц и Мари, или на немецкий лад – Марихен, а у Чайковского в балете главная героиня превращается в Клару (так звали девочку, для которой Гофман и написал эту сказку). Однако с появлением в начале ХХ века антигерманских настроений в России, имя главной героини русифицировалось, и в 1929 году Клара в новой постановке Мариинки стала Машей. Впрочем, в западных постановках героиню часто по-прежнему именуют Кларой. Да что там далеко ходить, в постановке Национальной оперы Украины героиню также зовут Клара.
Елка появилась в «Щелкунчике» через 43 года после первой премьеры
Сегодня мы воспринимаем «Щелкунчика» как символ Нового года, однако новогодняя елка на сцене появилась лишь в 1935 году в редакции балета для Мариинки, которую осуществил Василий Вайнонен. Именно эта версия балета считается классической, и от нее, а не от хореографии Петипа, отталкивались все последующие постановщики.
У Вайнонена «Щелкунчик» превращается в добрую праздничную сказку без следов трагичного философского нарратива Гофмана, что мы все в этой истории и ценим. К слову, в этой постановке 1935 года главную женскую партию танцевала великая, но тогда еще совсем молодая, балерина Галина Уланова.
А за год до этого – в 1934 году «Щелкунчика» впервые поставили за границей. Произошло это в Лондоне, однако культовым спектакль на западной сцене стал благодаря танцору и хореографу русско-грузинского происхождения, Джорджу Баланчину. До своего отъезда из России он танцевал в Мариинке и выходил на сцену в «Щелкунчике» в разных ролях. Благодаря Баланчину гениальный балет Чайковского в 1954 году попал в США. После премьеры в Нью-Йорке балет «Щелкунчик» стал для американцев символом Рождества наравне со «Щедриком» Леонтовича.
Постановке «Щелкунчика» в Национальной опере – 35 лет
В Национальной опере Украины «Щелкунчик» выходил в четырех разных постановках. Первую версию балета поставил в далеком 1956 году хореограф Вахтанг Вронский. В 1972 году балетмейстер Анатолий Шекера представили на сцене в Киеве свое видение творения Чайковского, которое было не столько сказкой, сколько мистической притчей. Та постановка хоть и опиралась на классическую версию Петипа, но стремилась к развитию сложных форм хореографического симфонизма. Существовала еще одна версия – хореограф Владимир Литвинов осуществил ее в 2004 году.
Однако мы сегодня смотрим в Национальной опере версию «Щелкунчика» в хореографии народного артиста СССР Валерия Ковтуна, которую он осуществил в 1986 году. Валерий Ковтун долгие годы был премьером Киевского театра оперы и балета им. Т. Шевченко, а в 1985-м стал главным балетмейстером. На этой должности он пробыл всего два года, но вечную классику – «Щелкунчика», а следом и «Лебединое озеро», переосмыслить и поставить все-таки успел. И вот уже 35 лет, без учета небольшого перерыва, эта постановка живет на киевской сцене.
В 2005 году «Щелкунчик» был «переодет» в новые декорации и костюмы, которые создала гениальная Мария Левитская – главный художник Национальной оперы Украины.
Художница рассказывает, что впервые прочла «Щелкунчика и Мышиного короля» в 13 лет, и в подростковом возрасте эта книга была для нее настольной.
В создании декораций для «Щелкунчика» Левитская отталкивалась от эпохи Гофмана, где в моде были механические игрушки, которые танцевали и двигались, – они и были положены в основу. Так на сцене «Щелкунчика» появились шкатулка-комод и елка, которая вырастает по ходу сюжета. «Каждая сцена балета – это механизм – красивый, умный и волшебный. Как и все в этой сказке«, – рассказала Мария Левитская Vesti.ua.
И нужно видеть глаза детей в зале, когда на сцене маленькая елочка трансформируется в огромную праздничную елку. Чудо? Да. А детей на «Щелкунчике» в Национальной опере всегда много. Зрители приходят семьями, самые маленькие сидят у взрослых на коленях, и плакать малышам некогда, потому что рот у них от восторга не закрывается. Детям «Щелкунчик» интересен прежде всего как сказка, взрослые же улавливают в этой истории свои душещипательные моменты. Ведь Валерий Ковтун поставил балет о чистой первой любви и светлых мечтах и о том, что добро всегда торжествует. А веры во все это так не хватает людям.
Артисты, традиции и костюмы новогодней сказки
В последние три дня 2021 года в Национальной опере будут давать по два спектакля в день – все билеты давно проданы. Украинцы не хуже американцев: ходить на балет-феерию Чайковского в преддверии Нового года для нас тоже давняя красивая традиция.
Художественный руководитель балетной труппы Национальной оперы Елена Филипьева рассказала Vesti.ua, как театр готовится к праздничному марафону. Оказалось, что каких-то особых репетиций «Щелкунчика» в декабре не случается, поскольку этот балет в театре танцуют в течение всего сезона. Но перед спектаклем обязательно делают прогоны в костюмах, чтобы оценить всю картинку в целом и отработать дыхание.
Елена Филипьева рассказывает, что главную партию в «Щелкунчике» удается танцевать практически каждой балерине – она не слишком сложная. Другое дело, что нужно уметь достигать внутреннего состояния, чтобы зрители поверили – перед ними юная восторженная Клара.
«Если главные партии в «Кармен» или «Лебедином озере» – сложные и подходят только конкретным исполнительницам, то партию Клары могут станцевать все ведущие солисты, – поясняет руководитель балетной труппы Национальной оперы. – Сегодня в театре партию Клары готовы станцевать одна из 12-ти солисток балета. И я стараюсь, чтобы за праздники эту партию станцевали все, потому что многие зрители ходят в театр на конкретных солистов, и мы даем им шанс увидеть тех артистов, кого они ждут».
Последний в этом году спектакль «Щелкунчик» 31 декабря в 17:00 будут танцевать солисты Екатерина Кухар и Александр Стоянов.
Vesti.ua поинтересовались – не наказание ли это, танцевать за несколько часов до Нового года?
«Конечно же, нет. Эта пара танцевала этот балет в это же время и в прошлом году. Они сами предложили эту дату. На самом деле, это не наказание – работать вечером 31 декабря, – улыбается Елена Филипьева. – Оттанцевав такой прекрасный спектакль, ты возвращаешься домой окрыленный и в отличном настроении встречаешь Новый год«.
Прима-балерина Национального театра оперы и балета, заслуженная артистка Украины Екатерина Кухар верит в магию балета “Щелкунчик”. “Порой взрослые, которые приводят своих детей на этот балет, нуждаются в сказке гораздо больше. Все мы хотим перемен и веры в то, что чудеса случаются под Новый год, а также исполняются любые желания, — сказала артистка изданию.
Кроме премьеров, в постановке «Щелкунчика» задействовано очень много других артистов. Одних только Снежинок – 24, в дивертисменте во втором акте задействованы 16 пар розового вальса и четыре – сольные пары. Всего на сцене около 60 артистов балета. Плюс рабочие сцены, гримеры, костюмеры, в целом каждый спектакль делает около 120 профессионалов.
Никто не жалуется, наоборот, в Национальной опере есть примета: если на Новый год ты задействован в «Щелкунчике», значит, весь последующий год тебе будет сопутствовать удача.
«Причем занятость танцоров идет во всем спектакле – поясняет Елена Филипьева. – Нет такого, чтобы артист танцевал лишь один номер. Так, например, Дроссельмейер занят только в первом акте, а во втором этот же артист танцует, например, восточный танец. Также в первом акте заняты дети, которые во втором акте переодеваются в Снежинок, а затем они же переодеваются еще и на вальс«.
К слову, о переодеваниях: за весь спектакль на сцене демонстрируется около 150 различных костюмов. В этом смысле «Щелкунчик» перенаселен самыми разными персонажами – как людьми, так и куклами и мышами.
Триумф киевского «Щелкунчика» в Европе и Азии
«Щелкунчик» в Национальной опере – это чистая классика, и отходить от канонов здесь не собираются. «Мы ценны тем, что придерживаемся традиций. Нас приглашают в Париж, в Японию и в Италию именно с классической постановкой. Есть много спектаклей, которые можно поставить в современной интерпретации, но не вечную классику – «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»… Мы следим за спектаклями, которые делают во всем мире, иногда это очень яркие современные постановки, но не все в этом мире стоит осовременивать. Стоит беречь вечные ценности«, – отмечает Елена Филипьева.
Правильность этого курса доказывает тот факт, что «Щелкунчик» в версии Национальной оперы Украины очень популярен за рубежом. В декабре 2020 года этот балет покорил Париж – 16 вечеров подряд спектакль собирал аншлаги в Opera de Paris на Елисейских полях. Организаторы тех гастролей рассказывали, что французская публика после спектакля раскупила все диски с записью киевского «Щелкунчика», которую сделал в свое время известный французский документалист Бертран Норман.
В декабре 2021 года наш «Щелкунчик» отправился в Италию – и там тоже аншлаги.
А в Японии любовь к украинской постановке «Щелкунчика» вообще возведена в культ. Дошло до того, что в Токио хранится комплект декораций этого балета, чтобы не возить их каждый раз из Украины. Украинские артисты дружат со своими японскими поклонниками в соцсетях, переписываются, а когда приезжают со «Щелкунчиком» и другими балетами, – их встречают как родных.
«Наших артистов японцы обожают, и на гастроли труппы Национальной оперы Украины всегда все билеты распродаются загодя. А в этом году билеты раскупили рано как никогда – это был настоящий ажиотаж«, – рассказывает Елена Филипьева.
Правда, в этом году случился форс-мажор – за несколько дней до начала гастролей украинского балета Япония закрылась на локдаун, и «Щелкунчик» остался дома.
Коронавирус продолжает вносить свои корректировки в нашу жизнь. И тем важнее ценить возможность в эти волшебные дни впустить в свою жизнь радость и прикоснуться к сказке. “Щелкунчик”, подаренный нам гением Чайковского и Гофмана, хорош в любой постановке — будь-то классическая версия балета на сцене Национальной оперы или другая версия на сцене Октябрьского дворца с участием звезд мирового балета: Екатерины Кухар, Петры Конти, Джозефа Гати и Александра Стоянова. Или же “Щелкунчика” в неожиданной пластической версии Kyiv Modern Ballet. Любое прикосновение к этой сказке несет волшебство и хорошее настроение. А что еще нужно под Новый год?
Комментарии закрыты.