Снижение качества сериалов и шоу. Как уход Ахметова отразится на медиарынке
Ахметов может вернуться в телеэфир раньше, чем закончится война
«Медиа Группа Украина» Рината Ахметова отказалась в пользу государства от всех эфирных и спутниковых телевизионных лицензий семи своих каналов. Это лидер рейтингов последних многих лет канал “Украина”, а также “НЛО TV”, “Индиго TV”, “Украина 24” и “Футбол 1/2/3”. Такое решение, по заявлению владельца, было продиктовано вступлением в силу закона “О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический и политический вес в общественной жизни (олигархов)”.
“Как крупнейший частный инвестор в экономику Украины, я неоднократно говорил, что не был, не являюсь и не буду олигархом. Короткий шестимесячный срок, определенный законом для продажи медиаактивов, и российская военная агрессия против Украины не позволяют компании SCM продать медиабизнес на рыночных условиях”, – говорится в заявлении.
Vesti.ua разобрались с экспертами, как это скажется на украинском телевизионном рынке сейчас и что он будет из себя представлять после войны.
С уходом “Украины” и “НЛО TV” сериалов уменьшится на треть
Телеканал в Украине закрывается не в первый и не в последний раз, и чаще всего большого резонанса это не имело, поскольку это происходило не с лидерами. Однако в этот раз эксперты считают, что рынку нанесен очень сильный удар, и в первую очередь это связано с уходом “Украины” и “НЛО TV”. Впрочем, дело совсем не в политике или свободе слова. Исчезновение этих двух каналов больно ударит по индустрии телесериалов.
“Последние годы канал “Украина” был “первой кнопкой” нашей страны. Поэтому это очень сильный удар по рынку. В первую очередь потому, что этот канал был крупнейшим заказчиком телесериального контента в Украине. Одна “Украина” заказывала и производила столько сериало-часов, сколько остальные пять лидирующих каналов вместе взятых. Так было до 2019 года. Потом активнее в игру включился холдинг Виктора Пинчука StarLightMedia – они начали производить сериалы для предпраймового времени, наподобие “Слепая” или “След”. В основном “Украина” была лидером по производству четырехсерийных фильмов. Но кроме этого канала в холдинг Ахметова входил еще “НЛО TV”, который производил и заказывал сериалов не меньше, чем “Интер”. А это около 100 часов оригинального контента в год. Разница только в жанрах. “НЛО TV” производили ситкомы и комедии”, – говорит медиаэксперт Артем Вакалюк.
Получается, что из девяти каналов, заказывающих сериалы, два ушли, а значит, рынок производства сериалов на треть сократится. Оставшиеся каналы, по мнению эксперта, не в состоянии сейчас сделать больше, чем они делают. Опять же, нет денег на производство нового контента, поэтому они будут показывать свои старые библиотеки. А после войны каналы не дотянут даже до своих довоенных объемов.
По оценкам экспертов, та библиотека сериальной продукции, которая сформировалась у каналов Ахметова, оценивается в десятки миллионов долларов. Но найти ей применение в Украине будет не так просто. Эта продукция может сгодиться только на внутреннем рынке. Поэтому одни эксперты считают, что нас ждет глобальная распродажа сериалов по сниженным ценам: мелодрамы – одним каналам, детективы – другим.
Тем не менее Артем Вакалюк полагает, что никакого прилива щедрости не будет. “Я не думаю, что Ахметов откажется от библиотек канала “Украина” и устроит распродажу сериалов. Ему ничто не мешает получить литовскую лицензию на вещание и насытить эти каналы своей продукцией. Они у него уже есть – Ukraine 1 и Ukraine 2. При этом эти каналы будут транслироваться, в том числе и у нас, и не будут подпадать под украинский закон о деолигархизации каналов. А украинские дистрибьюторы спутникового вещания с удовольствием их возьмут”, – считает Артем Вакалюк.
Так что, вполне возможно, телезрители с проектами Ахметова расстались ненадолго, и они могут вернуться к ним быстрее, чем закончится война.
Закончился “золотой век” телевидения
Перед самой войной в Украине началась широкая рекламная кампания шоу “Игры талантов”, где в качестве ведущего был DZIDZIO. А кроме него участниками и гостями этого проекта стали многие другие украинские звезды. Продюсеры “Украины” возлагали на это шоу очень большие надежды, поскольку этот сегмент у канала заметно провисал. До этого им удалось сделать лишь одно шоу, которое высоко взлетело в рейтингах – “Маска”. А вот все остальные попытки конкурировать с “1+1” и СТБ в этом сегменте проваливались. Как “Поют все” во главе с Натальей Могилевской, так и “Шоу Братьев Шумахеров”, которых переманили из “Вечернего квартала”.
По мнению экспертов, “Игры талантов” могут быть проданы другому каналу. Причем по заниженной цене.
“Шоу, которое было снято, но так и не вышло в эфир, может быть предложено на нашем рынке другим каналам. Но вряд ли так можно отбить его себестоимость. Покупать ненужное чужое и снижать цену психологически проще. Заменить графику и логотипы одного канала на другой несложно. Трудность будет только со спонсорскими проявлениями, потому что второй раз спонсоры деньги давать не будут, их средства уже использовали при создании шоу”, – говорит телеэксперт Валентин Коваль.
Впрочем, у экспертов есть опасение, что это будет последнее дорогое и яркое шоу в истории украинского телевидения. Так сказать, наступил конец “золотого века” телевидения. Опасения связаны с тем, что после войны владельцы каналов, будь то олигархи или кто-то еще, не будут вкладывать такие же огромные суммы, которые тратились на производство шоу раньше. Точную цифру эксперты не называют, но предполагают, что бюджет одного выпуска таких эталонных шоу, как “Голос країни” или “Х-Фактор”, может составлять от 400 тысяч долларов до одного миллиона.
“Задача была стать лидером в этом слоте, и продюсеры не считались с экономическим здравым смыслом. Когда на наших каналах перестанут вбрасывать деньги в топку, они переключатся на европейскую модель. Так что шоу останутся, но они будут скромнее. Ведь все начиналось с “Караоке на Майдане”, а потом уже пошла гонка вооружений. Каждый старался сделать помпезнее и пафоснее. Теперь просто спустимся на две ступеньки обратно. Но есть и другой вариант. Если на канале выходило несколько дорогих шоу, то в дальнейшем канал может сконцентрироваться на одном, чтобы удержать его качество на прежнем уровне”, – прогнозирует ситуацию Артем Вакалюк.
Как рассказали нам наши эксперты, на самом деле украинские продюсеры тратили намного больше на производство телешоу по сравнению с другими странами. С одной стороны, за Украиной, без всяких преувеличений, закрепилась слава производителя лучших и качественных телешоу. “Танцы со звездами”, “Голос страны” или “Х-Фактор” снимаются во многих странах по купленной франшизе. Польские или чешские аналоги выглядят гораздо скромнее, поскольку в производство подобных программ вкладывается гораздо меньше. По словам Вакалюка, это связано с тем, что для европейских стран телевидение – это бизнес, поэтому в любое шоу вкладывают деньги соразмерно с потенциальной прибылью. У наших же каналов был другой принцип работы. Все крупные каналы, включая “Украину”, не были прибыльными проектами.
“Если речь идет о рынках, где каналы являются бизнесом и приносят деньги, то развлекательный контент используется для наращивания аудитории, а новости на них скорее таблоидные, продолжающие развлекательную концепцию. Но в Украине иная ситуация: у нас телевидение не является самодостаточным бизнесом. Большие каналы – это инструмент влияния. Поэтому миллионы долларов вливались в развлекательные шоу, для того чтобы привести зрителей канала к новостям. В этом смысл олигархического телевидения. Так и строилась эфирная сетка: перед новостями стояли самые рейтинговые проекты, а после них – кино или развлекательное шоу”, – говорит Валентин Коваль.
Спортивные и охотничьи каналы ждет подъем
Примеру Ахметова могут и даже наверняка последуют другие бизнесмены, владеющие телеканалами и медиагруппами. Их уход достаточно сильно повлияет на телевизионный рынок Украины после войны.
“Понятно, что из войны телевидение выйдет не таким, каким оно в нее вошло. Я почти уверен, что такого количества общенациональных каналов общего профиля в Украине в обозримом будущем больше не будет. То их количество, которое было до войны, свидетельствовало о том, что есть лишние деньги, которые просятся быть потраченными на общественное влияние. Однако сейчас нет не то чтобы лишних денег, нет и тех, чтобы удовлетворить обычные потребности. Поэтому телеканалов станет меньше. Я не думал, что первым в этом ряду будет Ахметов, поскольку он более чем кто-либо другой финансировал свои медиа. Но он, как прагматик, взвесил свои интересы и понял, что его медиа перестали принадлежать ему в плане решения его задач. А содержать их дальше как украшение на секретере или лацкане пиджака не стал. Думаю, что Ахметов не последний, кто так поступит. Может, не столь радикально, закрывая все, но оптимизации продолжатся”, – говорит Валентин Коваль.
Есть опасения, что каналы после войны, утратив щедрое финансирование, превратятся в чисто новостные, а все развлекательные проекты уйдут в YouTube. Это произошло уже сейчас, но из-за того, что все основные каналы подключились к единому марафону. В результате уже по инерции в мирное время значительная часть зрительской аудитории уже может не вернуться к телевидению. В основном это будет аудитория до 50 лет. Однако люди старшего возраста, по мнению Вакалюка, все равно останутся верными ТВ.
“Развлекательные телевизионные проекты ушли на YouTube только потому, что у них сейчас нет доступа к телевизору. Но как только каналы вернутся к своей обычной жизни, те же “лигасмешники” будут биться за то, чтобы попасть если не на “1+1”, то хотя бы на ТЕТ. Все-таки YouTube приносит гроши. Поэтому он нужен тем же комикам, для того чтобы их лица остались узнаваемыми. Иначе зритель от них отвыкнет, и на их места придут другие звезды. Думаю, они все мечтают вернуться в телек, потому что там им заплатят”, – считает Артем Вакалюк.
Однако другой наш эксперт предполагает, что дни телевидения сочтены, а война просто ускорила процесс его радикального изменения.
По мнению Валентина Коваля, мы с каждым месяцем войны теряем запасы на восстановление. С медиарынка уже ушел не только Ахметов. Например, исчезли Kyiv.live и Odesa.live Вадима Столара. Многие радиостанции приостановили свое вещание, потому что остановился рекламный рынок и нет денег даже на оплату доставки сигнала. Реально медиа (и их собственники) истощаются, и чем дольше будет длиться война, тем скуднее будет медиарынок после ее окончания.
“Вряд ли он в обозримом будущем восстановится до уровня декабря 2021 года. Сюда же накладывается реальность цифровой революции – онлайн уже больше зарабатывает, чем линейные медиа, музыкальные стриминги зарабатывают на подписке больше, чем радио на традиционной рекламе. Сайты популярных телеканалов зарабатывают на рекламе больше, чем “материнские” линейные каналы. И я говорю не о нынешнем, а о довоенном времени. Получается, что война ускоряет технологическую революцию. Война заставит пересмотреть саму формулу существования медиабизнеса. Медиагруппы начнут ориентироваться на интернет и увеличивать свой охват за счет сайтов и платформ. Если война продолжится два-три года, то 2021-й мы еще долго будем вспоминать как “золотой век” линейного телевидения”, – говорит Валентин Коваль.
В сплошные новости наши каналы не превратятся, поскольку “112”, “Прямой” или любой другой подобный канал обходился очень дорого. Вложения были огромными, а отдачи от рекламы вообще не было. Так что в каком-то виде общественно-политические каналы останутся. Но при этом Коваль прогнозирует расцвет таких узкотематических каналов, как “Трофей”, “36,6” и “Дача”. Они буквально разбирают семью по интересам и продолжают существовать вне политических групп. Поэтому такая услуга после войны сохранится и разовьется. Каналы, транслирующие события в реальном времени, например спортивные, тоже.
Без футбола не останемся
Главной спортивной составляющей новости о прекращении вещания каналов “Медиа Группы Украина”, разумеется, являются телеканалы “Футбол 1/2/3”. Почти десять лет они были лидерами украинского спортивного телевидения.
Однако пару лет назад каналы “Футбол” начали стремительно сдавать свои позиции, а началось все с клубного футбола. Стриминговая платформа Megogo уже в начале 2019 года создала спортивный канал “Megogo Футбол”, транслирующий матчи и обзоры европейских чемпионатов: La Liga (Испания), Liga 1 (Франция), Bundesliga (Германия) и АПЛ (Англия). Уже летом 2019 года компания получила права эксклюзивного вещания на территории Украины этих четырех чемпионатов. А через два года, летом 2021-го, на Megogo ушел и чемпионат Италии. Плюс – туда же перебрались чемпионат Бразилии и аналог Евро – Копа Америка, главный турнир для национальных сборных.
Но самый главный удар по группе каналов “Футбол 1/2/3” был нанесен 20 ноября 2020 года, когда было объявлено, что Megogo выиграла тендер на трансляцию матчей еврокубков (ЛЧ, ЛЕ, Лига конференций) в Украине и станет официальным транслятором до 2024 года – сезоны 2021/2022 – 2023/2024.
Таким образом, если телеканалы “Футбол” входили в “Медиа Группу Украина” и матчи “Шахтера” в Лиге чемпионов показывал общедоступный телеканал “Украина”, то теперь – с осени 2021 года – весь клубный еврокубковый футбол, включая матчи украинских команд, можно смотреть только на стриминговой платформе за отдельную плату.
Но нельзя сказать, что украинский болельщик много потерял с прекращением вещания каналов “Футбол 1/2/3”. Основные трансляции уже давно перекочевали к другим вещателям. Например, матчи “Динамо”– “Фенербахче” (20 и 27 июля) в рамках второго раунда квалификации Лиги чемпионов, которые не входят в основной пакет для трансляторов ЛЧ, будет показывать группа спортивных каналов Setanta (в Украине – каналы Setanta и Setanta+). Если “Динамо” пробьется в третий квалификационный раунд, то конкуренцию Setanta могут составить те же “Поверхность” ТВ со своими каналами “Спорт1” и “Спорт2”, Megogo или каналы Xsport и Xsport+. А уже с четвертого заключительного раунда квалификации – плей-офф – матчи Лиги чемпионов имеет право показывать только правообладатель Megogo.
Возвращаясь к каналам “Футбол 1/2/3”, стоит отметить, что помимо двух ведущих украинских лиг (УПЛ и Первой лиги), а также Кубка и Суперкубка Украины, каналы также транслировали в последнее время отборочный турнир ЧМ-2022 (уже завершился) и сам ЧМ, Лигу наций, Кубок Либертадорес (южноамериканский аналог Лиги чемпионов УЕФА), чемпионаты Нидерландов, Турции, США (МЛС) и Аргентины, Кубок и Суперкубок Италии, Кубок Бразилии и Кубок португальской лиги.
Сейчас болельщиков прежде всего заботит судьба трансляций чемпионата мира, который состоится в Катаре в ноябре-декабре и Лиги наций, особенно матчи сборной Украины. Но до сентября, когда турнир возобновится, еще есть время определиться с тем, кто этот турнир будет показывать на территории Украины. Тем более есть время до старта ЧМ.
А вот в борьбе за показ внутреннего украинского футбола – чемпионата, Кубка и Суперкубка – неожиданным фаворитом стали телеканалы Setanta Sports.
“У меня есть информация, что сейчас таким “латентным” фаворитом в борьбе за права на трансляции УПЛ является телеканал Setanta. Есть определенный расчет со стороны УПЛ, что главным игроком на этом рынке будет именно Setanta, даже не Megogo. “Днепр-1” и “Заря” сохраняют свои позиции на “Плюсах”. Насчет “Металлиста” – не уверен. За “Динамо” будут бороться Setanta и Megogo, но в холдинге “1+1” киевский клуб не останется”, – говорит эксперт Михаил Спиваковский.
Остальные же турниры, которые в последнее время показывали “Футбол 1/2/3”, не вызывают особых эмоций даже у истинных футбольных гурманов.
Комментарии закрыты.