Человек-эпоха: как Леонид Куравлев стал культовым актером всего СССР
Vesti.ua вспоминают жизнь и лучшие фильмы Леонида Куравлева
Во время новогодних праздников все с удовольствием пересмотрели культовую комедию «Иван Васильевич меняет профессию». И в который раз с удовольствием наблюдали за феерической игрой Леонида Куравлева в роли обаятельного вора Жоржа Милославского, помните: «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе – если, конечно, они у вас есть!». И, если честно, трудно представить что этого всесоюзно известного жулика мог бы сыграть Андрей Миронов, настолько Куравлев в этом образе органичен.
Но сначала пришла плохая весть о том, что Леонид Куравлев в реанимации, а 30 января стало известно, что легендарный актер скончался. Vesti.ua вспоминают жизнь и лучшие фильмы Леонида Куравлева. Стоило лишь копнуть его биографию, чтобы понять, какая глыба перед нами. Такого количества культовых фильмов, как у Куравлева, нет, пожалуй, ни у кого из звезд советского кино. За его плечами более 200 ролей – глубоких и разноплановых. Уникальность случая в том, что ассоциировать Куравлева с какой-то одной его ролью нельзя – им сыграны десятки ролей, которые уверенно, без натяжки, можно назвать культовыми. А вот в личной жизни у звезды никаких штормов – одна единственная история любви на всю жизнь, которую мы и расскажем ниже.
«У Куравлевых один сын, и тот – чокнутый»
Родился Леонид Вячеславович Куравлев в 1936 году на окраине Москвы в простой семье сантехника и парикмахерши. Отцовская профессия впоследствии очень сильно помогла актеру в работе над образом Афони в одноименном фильме.
Будущей звезде кино было всего пять лет, когда его мать – Валентину Дмитриевну – арестовали за контрреволюционную деятельность. Женщина стала жертвой чьего-то доноса — ее чудом не расстреляли, но сослали на крайний Север в Мурманскую область. Через какое-то время к ней переехал ее сын, и несколько лет двое родных людей прожили на Кольском полуострове. В Москву Куравлевы вернулись лишь в 1951 году.
В актеры Леонид Куравлев подался случайно – не живи он в Москве, вряд ли простому пареньку пришло бы в голову подавать документы во ВГИК. Однако с точными науками у Лени в школе было плохо, вот двоюродная сестра, шутя, и присоветовала ему поступать в театральный, где математика не нужна. В первый год экзамен он провалил, однако, по его воспоминаниям, кто-то из членов комиссии порекомендовал ему прийти на следующий год, мол «что-то в тебе есть, но пока сыроват». Куравлев вернулся во ВГИК через два года и был принят в мастерскую Бориса Бибикова, где его однокурсницами стали будущие звезды кино Софико Чиаурели и «мать гардемаринов» Светлана Дружинина. Казалось бы, повезло сыну слесаря, однако родственники за спиной у него шушукались: «У Куравлевых один сын, и тот – чокнутый».
Со Светланой Дружининой, кстати, Куравлев на третьем курсе поставил отрывок из пьесы Ибсена. Волей случая эту работу увидели молодые режиссеры Александр Гордон и Андрей Тарковский и позвали Куравлева в свою курсовую работу – фильм «Сегодня увольнения не будет…» о сложной работе саперов. Работа получилась примечательная, а рядом с Леонидом Куравлевым на экране можно увидеть также молоденьких актеров Олега Борисова («За двумя зайцами») и Станислава Любшина («Кин-дза-дза!»).
Параллельно начинающий актер снялся в дипломной работе Василия Шукшина – короткометражке «Из Лебяжьего сообщают». Для Куравлева это было настоящей удачей, поскольку Шукшин почувствовал в нем «своего» актера и стал приглашать во все последующие фильмы.
В 1964 году на большой экран вышли сразу две картины Василия Шукшина: «Ваш сын и брат» и «Живет такой парень» – в обеих снимался Леонид Куравлев. Светлый фильм «Живет такой парень» стал для Куравлева звездным часом. Зрители немедленно полюбили его в роли главного героя шофера Пашки Колокольникова по кличке Пирамидон.
Простоватый, но веселый, отзывчивый и разговорчивый Пашка сразу стал для всех своим. Актер четко попал в образ парня своего поколения, пусть местами безалаберного, но с харизмой и собственной несгибаемой философией. В результате киноистория про Пашку Колокольникова получила приз на Венецианском фестивале, а найденный образ Куравлев позже использовал в своем Афоне, Шуре Балаганове и в домушнике Милославском.
Но это все было впереди, а пока Шукшин растил в своем кинозвезду. К слову, во время съемок Василий Макарович попросил актера, чтобы его герой немного заикался. Куравлев заикался так правдоподобно, что во время сдачи картины в Госкино один из чиновников заметил: «Обратите внимание, товарищи, как мастерски режиссер использовал природный недостаток артиста Куравлева – его заикание».
Казалось бы, актер идеально вписался в стилистику шукшинских картин, но когда тот позвал сниматься его в очередную свою картину «Печки-лавочки», Куравлев отказался. А ведь роль Ивана в этом фильме Шукшин выписал специально под Куравлева. В результате эту роль Шукшин сыграл сам, и это, как оказалось, было идеальным решением. Биографы утверждают, что режиссер и актер не рассорились. Куравлев рассказывал, что просто не хотел заштамповываться. «Я боялся, что определенную обойму картин с моим участием отснимут, то, что прежде всего бросается в глаза, используют, а потом перестанут замечать», – говорил Леонид Вячеславович в одном и интервью.
Как Леонид Куравлев попал в первый советский хоррор
Кто знает, отказал бы Куравлев Шукшину, если бы до этого он не сыграл в «Вие» и «Золотом теленке». Вероятно, это общение с классикой, подарившей ему удивительный актерский материал, очень изменило актера.
На роль Хомы Брута в фильме «Вий» Леонида Куравлева рекомендовал лично глава «Мосфильма» Иван Пырьев. Изначально он сам хотел экранизировать повесть Гоголя, но поскольку был очень занят на съемках «Братьев Карамазовых», то отдал «Вия» молодым режиссерам Константину Ершову и Георгию Кропачеву. Те видели в роли Хомы Брута актера Вячеслава Невинного, но худсовет утвердил Куравлева. Позже, когда Пырьев понял, что молодым режиссерам Гоголь с его мистикой оказался не по зубам, он отдал «Вия» в руки режиссера-сказочника Александра Птушко («Садко», «Сказка о царе Салтане»), знавшего толк в комбинированных съемках, в которых эта история явно нуждалась.
Интересно, что фильм «Вий» задумывался авторами, как народная комедия, «полная здорового юмора» и рисующая картины народной жизни, в которую органично входят «сказочность и буйство фантазии». Но Николай Васильевич не был бы Гоголем, если бы не организовал все по своему. В результате киношный «Вий» получился до жути страшным, абсолютно естественным образом переквалифицировавшись из комедии в хоррор.
«Вий» как первый советский ужастик в результате вошел в историю мирового кино и по сей день фигурирует в профессиональных рейтингах самых страшных фильмов мира.
После премьеры в 1967 году фильм пережил успех сначала в СССР, а после – в мировом прокате, тогда права на его показ приобрели 15 стран мира.
Дурак до гениальности, но обаятельный
Что же касается Леонида Куравлева, то он сниматься в картине по Гоголю был счастлив, поскольку был абсолютно не суеверным и классику любил.
«Я получил большое наслаждение. Я авторский текст много раз перечитывал и перечитываю. Аура мистики существует там. Она мне очень помогала как актеру«, – рассказывал актер.
Параллельно с «Вием» Леонид Куравлев сыграл Шуру Балаганова в фильме «Золотой теленок». Добиваясь этой роли, он опять-таки обошел Вячеслава Невинного, который тоже проходил кастинг.
Как рассказывают историки кино, режиссер Михаил Швейцер точно знал, что Остапа Бендера должен играть Сергей Юрский, а Шуру Балаганова – Леонид Куравлев. Швейцер знал этих актеров по съемкам своего предыдущего фильма «Время, вперед!». Но руководство настояло на кинопробах, в которых, помимо Невинного и Куравлева, участвовало еще с пяток актеров.
Однако, когда на роль Паниковского утвердили Зиновия Гердта, хотя до него на роль был утвержден Ролан Быков, все сомнения отпали – Куравлев в паре с Гердтом смотрелись просто идеально. Михаил Швейцер был прав – у Леонида Куравлева получился идеальный Шура Балаганов, как кто-то очень метко охарактеризовал – «дурак до гениальности, но обаятельный».
Леониду Куравлеву неимоверно везло с разнообразием ролей. 50 лет назад, а именно в 1972 году, на экраны вышел фильм «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», снятый Станиславом Говорухиным на Одесской киностудии. В абсолютно нехарактерной для себя роли Робинзона Крузо – Куравлев. Худсовет был категорически против этой кандидатуры: «Куравлев на Робинзона?! Дворянин английских голубых кровей? Да он же – Шура Балаганов!».
Но Говорухин нашел нужный аргумент: «Леня интересен в каждом кадре. На экране – только он, Пятница, коза да попугай. Многие актеры уже на 20-й минуте фильма наскучат, а за Куравлевым интересно наблюдать – он будет держать зал от начала и до конца«.
Правда, по итогу Говорухину что-то не понравилось, и Робинзона Крузо озвучил другой актер – Алексей Консовский (принц из «Золушки»). По поводу этого режиссерского хода по сей день идут споры, поскольку образ один, а характер озвучки совсем другой. И, честно говоря, смотреть на Куравлева и слышать другой голос – как-то неприятно.
Но при всех проколах, картина имела успех: в кинотеатрах СССР ее посмотрело 26,3 миллиона зрителей, а в соседней Польше – тогда ПНР – 1,7 миллионов, что сделало «Робинзона» самым успешным советским фильмом в Польше в 70-х годах.
Играл воров, но Гитлера играть отказался
Понятное дело, что после такого успеха Станислав Говорухин не мог не позвать Куравлева в свой новый фильм «Место встречи изменить нельзя». Роль актеру досталась маленькая, но в точку – он сыграл вора по кличке Копченый, большого мастера играть в бильярд.
«Три вора – и всех их любит зритель. Я не понимаю почему«, – удивлялся сам Куравлев, имея в виду Копченого, Балаганова и Милославского.
Да уж, Леониду Куравлеву приходилось играть на экране не только маленьких людей, но и крупных негодяев. А вот Татьяна Лиознова и вовсе увидела актера в роли Гитлера в своем телесериале «17 мгновений весны».
У Куравлева на роль фюрера были очень успешные пробы, однако в последний момент он отказался. «Я чувствовал, что этого антихриста не потяну«, – признавался Леонид Вячеславович. И тогда режиссер предложила актеру играть гестаповца Айсмана. Лиознова позже вспоминала, что Куравлев долгое время не мог «попасть» в характер персонажа, пришлось образ «приукрасить» – в результате Айсман стал одноглазым, а еще ему приделали арийский нос с горбинкой, и тогда у персонажа сразу появилась биография.
В общем, кого только Куравлев не играл, перепрыгивая из эпохи в эпоху, из характера в характер.
А потом Георгий Данелия позвал его играть сантехника Афанасия Борщова в свой фильм «Афоня». Далеко не все знают, что на эту роль пробовался Владимир Высоцкий, но режиссер решил, что только герою Леонида Куравлева зритель простит все его слабости. Хотя, если честно, не совсем понятно, как бы Высоцкий мог сыграть такого простовато-аморального с посылом на исправление персонажа. Владимир Семенович, как не крути, не похож на «парня из соседнего двора».
В «Афоне» партнершей Куравлева стала замечательная актриса Женечка Симонова. Однако, если всмотреться в киноообразы актера, практически ни с одним из них рядом нет женщин. Просто каждый раз истории, в которых играл актер, были не про то, да и какой из характерного актера Куравлева герой-любовник, ну, в крайнем случае, образцовый муж, хотя это у него вышло бы скучно. По этой причине и в романах на съемочной площадке Леонид Куравлев не был замечен.
«Тяга полов по Фрейду существует, и женщина, играющая с тобой, добавляет к себе интерес с моей стороны, симпатию, – размышлял как-то актер. – Можно было влюбиться в Женю Симонову – она была совсем молоденькая, да в любую актрису можно влюбиться, в ту же Софико Чиаурели, в Инну Чурикову«. Но у Симоновой была бурная личная жизнь, у Чуриковой – муж-режиссер, а Софико Чиуарели, с которой Леонид Куравлев сыграл в прекрасном детективе «Ищите женщину», – они были однокурсниками и знали друг о друге все.
Да и не искал он никакой любви на стороне, поскольку всю жизнь любил одну женщину – свою жену Нину. И в этой истории Куравлев играл настолько образцового мужа, что желтой прессе здесь делать было нечего.
Одна любовь длиной в полвека
Актер познакомился со своей будущей женой на катке. Они учились в одной школе – ему было 16 лет, ей – 13. Это была любовь с первого взгляда и до последнего вздоха. Спустя восемь лет Куравлев сделал избраннице предложение. Они сыграли свадьбу в 1960 году и дожили вместе до золотой свадьбы. А в 2012 году Нина Васильевна умерла, к сожалению, от ее смерти актер уже оправился. «У меня была очень красивая жена, к тому же оказалась богата душой от природы, Нинка моя«, – говорил Леонид Куравлев.
Свое счастье эти двое всегда держали за закрытой дверью. Нина Куравлева по профессии была учительницей английского языка и большую часть жизни проработала директором школы. Так вот, в школе лишь очень узкий круг посвященных знал о том, что звезда кино Леонид Куравлев – супруг их директора. По воспоминания очевидцев, Нина Васильевна была властной женщиной, и свою семью держала в крепких руках. Вместе же они были очень сильной парой, внутри которой никогда не было ни ревности, ни скандалов.
Первенцем у Куравлевых стала дочь Катя, которая родилась 6 марта 1962 год. Девочка изначально решила стать актрисой и окончила Театральное училище им. Щукина. Катя Куравлева снялась в шести фильмах и вместе с отцом сыграла в ромкоме «Самая обаятельная и привлекательная». Однако карьера актрисы у Екатерины Леонидовны не задалась, роли ей предлагали в основном эпизодические, в связи с чем она сначала стала актрисой дубляжа, а затем в вовсе увлекалась психологией и переквалифицировалась в психоаналитика.
Сына, который родился 16 лет спустя после дочки, Куравлев назвал Василием в честь Шукшина. Он даже не пытался связать свою жизнь с искусством, и сегодня преподает экономику в одном из московских университетов.
Василий подарил своему звездному отцу троих внуков, Правда, все они родились уже в ХХI веке, когда их дедушка сниматься почти перестал. В новом тысячелетии у Куравлева наберется в кино около десятка ролей и все – сплошь эпизоды. Например, в сериале «Улицы разбитых фонарей» Куравлев сыграл роль полковника Ершова, а в «Турецком гамбите» по Акунину – безымянного майора.
А в 2012 году Леонида Куравлева постигло несчастье – любимая жена умерла. Вместе с ней, по сути, умер и он, потребовав, чтобы на надгробном камне рядом с именем жены было и его имя с открытой датой смерти. Все годы вдовства Куравлев жил, практически не выходя из своей квартиры в знаменитом московском «Доме на набережной». После смерти матери к отцу перебралась его дочь Екатерина.
Состояние отца семья держала всегда в секрете, оттого и случилась настоящая буря в СМИ, когда выяснилось, что 5 января 2022 года в больницу с подозрением на коронавирус Леонид Куравлев поступил не из московской квартиры, а из дома престарелых.
Врачи коронавирус не обнаружили, но констатировали, что пожилой актер находится в апатии и депрессии, которая длится, судя по всему, уже не один месяц. С какого-то момента он полностью отказался от общения и практически перестал есть.
Кроме того, летом 2021-го у актера стала прогрессировать деменция, которая сопровождалась неадекватными реакциями и агрессией. По словам детей, они перестали справляться с состоянием отца и передали его под наблюдение специалистов в специализированное учреждение в надежде, что контакт с другими стариками его взбодрит. Так и случилось, но после Нового года Леониду Вячеславовичу стало хуже.
В больнице у него исчез глотательный рефлекс, в связи с чем была сделана операция – теперь пища поступает в желудок актера через трубку. Сегодня Леонид Куравлев находится в реанимации, и многие поклонники таланта молятся, чтобы ему стало легче. Но врачи опасаются, что без поддержки медицинской аппаратуры он уже больше существовать не сможет.
Комментарии закрыты.