“Королева красоты” в Молодом театре: в Киеве вышел спектакль без табу
В Молодом театре – премьера спектакля “Королева красоты”
В столичном Молодом театре прошла премьера спектакля “Королева красоты” по пьесе обладателя премии “Оскар” Мартина Макдонаха. И это уникальный случай, когда произведение зарубежного драматурга, написанное еще в конце 1990-х годов, звучит актуально для современной Украины. Но речь не о войне.
Это во многом автобиографическая драма самого автора о безысходной жизни ирландцев, которые массово выезжают из своей страны в Англию в поисках работы и живут мечтой о лучшей жизни. Но нигде ее, то есть лучшую жизнь, не находят. По словам одного из героев спектакля, приехав в Лондон, он пашет за мизерные деньги по двенадцать часов в день и постоянно думает о доме. А приезжая на несколько дней в родное село, вновь не находит себе места. Кроме того, речь в спектакле идет о том, как одна нация подавляет другую. В данном случае часто говорилось об уничижительном отношении англичан к ирландцам, обоюдной ненависти и попытках подстроиться под новую жизнь ценой отречения от родного языка.
Главные герои спектакля – мать и дочь, которые откровенно ненавидят друг друга, но они вынуждены как-то сосуществовать. Мать изображает психически больного человека, чтобы держать дочь при себе. А та хоть и ухаживает за ней, но делает это с нескрываемой неприязнью и мечтает о смерти матери.
Учитывая то, что сейчас из-за войны и участившихся обстрелов у многих психика расшатана, жесткая драма с элементами черного юмора может показаться не ко времени. Однако руководитель театра и режиссер этого спектакля Андрей Билоус считает наоборот: по его мнению, это один из лучших рецептов от депрессии.
“Если человек приходит на спектакль в состоянии депрессии или выгорания, что стало чумой современного общества, и смотрит в таком состоянии трагедию, эмоциональное состояние его во время просмотра сначала естественным образом падает, но через полчаса начинает стремительно расти. Человек таким образом выздоравливает. Смотря драмы, люди переживают катарсис, и им становится легче жить”, – говорит Андрей Билоус.
А для того чтобы разрядку получил почти каждый зритель, Билоус ввел несколько провокационных сцен с обнаженными актерами, от которых в зале некоторые даже ойкнули от неожиданности.
Впрочем, это не провокация ради провокации или хайпа. Каждая из откровенных сцен вполне обоснованна и несла в себе глубокий символизм.
“Я уже второй раз обращаюсь к пьесам Мартина Макдонаха, и на этот раз это одна из ранних его пьес “Королева красоты из Линэна”. Это философская притча, в которой совсем мало юмора и много слез. За последние годы во мне накопилось слишком много боли, которую мне захотелось выплеснуть, и эта история как нельзя лучше для этого подходит. Главная тема, которая проходит через весь спектакль, – это тема одиночества и ощущения ненужности, внутренней пустоты. Этот спектакль не для широкой общественности, поэтому он выходит на камерной сцене”, – говорит Билоус.
Еще одной шокирующей деталью, которой часто почти во всех своих пьесах и киносценариях пользуется Макдонах, является сумасшествие некоторых из его главных героев.
В этом смысле он продолжает традицию европейской “новой драмы”, основателем которой считается норвежский драматург XIX-XX вв. Генрик Ибсен. И даже конфликт, заложенный в “Королеве красоты”, отдаленно напоминает мотивы “Привидений” Ибсента, написанных в 1881 году.
Для Макдонаха сумасшествие героев – символичный образ: таким образом он всегда подчеркивает, до какого края реалии жизни доводят простых ирландцев. Будь то герой из “Банши Инишерина” или “Залечь на дно в Брюгге”.
В данном случае таких двое. Дочь, попав на заработки в Англию, пережила огромное разочарование. Вместо человеколюбия она столкнулась там лишь с унижениями, и от того, что рухнул ее мир, оказалась в психушке. Этот внутренний перелом отлично сыграла актриса Марина Шеляг. Кроме того, она прекрасно передала эмоции своей героини, которая примчалась в последний момент на вокзал, чтобы проводить жениха. И так же здорово она передала скованность и одновременно сексуальное напряжение своей героини, которые она переживает в тот момент, когда мужские руки впервые ласкают ее тело. Ей не терпится лишиться затянувшейся до 30 лет девственности и страшно, потому что есть табу и есть страх, что после этого все закончится. Для актрисы это был дебют на сцене Молодого театра в главной роли. При этом она была лучшей в этот вечер. Сыграть психически неполноценного человека и не свалиться в кривляния или не пережать – не просто для актеров. Кстати, в Голливуде сыграть качественно психически неполноценного считается особым знаком качества. Этой ролью Шеляг сразу поставила высокую актерскую планку и вполне может в скором времени стать одной из прим этого театра.
Почти на уровне сыграл и Игорь Лагай. Его персонаж тоже не совсем здоровый юноша – местный юродивый. Его крысиные ужимки и манера общения часто вызывали смех или бурную реакцию у зала.
Немного померкла на их фоне заслуженная артистка Украины Наталья Кленина, которая играет сумасбродную мать. Она сыграла свою героиню гротескно и на повышенных тонах. Однако она не дала этого перепада психического состояния или настроения. Все сделано на одной высокой ноте.
Сергей Пащенко, который играет здесь единственного, кто еще не тронулся умом, так и не передал трагедии своего героя. Для зрителей его герой останется лишь плейбоем и актером, который не побоялся целиком обнажиться на сцене.
Несмотря на огрехи, постановка все-таки качественная. Основная идея, которую заложил автор и режиссер, – о том, что люди, живущие в таких условиях, будут все время ходить по кругу, и дочь полностью повторит жизнь матери, если не попытается разорвать порочный круг. Но хуже то, когда люди не только сами живут плохо, но и окружающим не дают измениться. Как мать главной героини, которая устраивала всякие козни, только бы дочь не сбежала от нее.
В следующий раз этот спектакль можно будет увидеть 23 июня, а потом – только после открытия нового сезона.
Читайте также:
- The Weeknd обманул ожидания зрителей: вышел скандальный сериал “Кумир”
- Как стать звездой стендапа: советы украинских комиков и психолога
- «Червона рута» – цветок, которого нет. История главного украинского хита
Комментарии закрыты.