Олесь Санин: «Довбуш» – это машина времени, в которую попадает зритель»
Как много исторической правды в фильме «Довбуш»
В преддверии допремьерного показа исторической драмы «Довбуш» Vesti.ua пообщались с режиссером фильма Олесем Саниным.
– Сколько в вашем фильме “Довбуш” исторической правды?
– Любое произведение – это обычно вымысел автора. Но у меня он построен на исторических документах и фактуре происходивших событий. Но то, как я рассказываю эту историю, – это мое право. Поэтому эта лента и ее финал – совершенно моя версия того, как могли сложиться бы события, описанные в исторических документах. Это трактовка событий, которые известны зрителю и которые я рассказываю другим способом. Это всего несколько сцен. «Довбуш» – это не байопик и не учебник. Это вертеп и моя легенда с теми персонажами, которых я знал. А благодаря костюмам, декларация – это маленький подвижный музей и машина времени, в которую должен попасть зритель.
– И все же, где в этом фильме – правда, а где – вымысел? Например, соответствует ли действительности то, что Довбуш с опришками украли российские деньги, предназначенные для подкупа польских господ?
– Правда то, что украли деньги, и то, что в то время в Польше не было золота и к ним оно ехало из-за границы. Правда также в том, что оно было на подкуп шляхты, чтобы она свергла действующую власть. Правда также в том, что Россия тогда предпринимала огромные усилия для разрушения Речи Посполитой, подкупая людей. Мое художественное предположение, что это произошло именно в этот момент. Есть еще документы об Олексе Довбуше и его брате, а также уголовные дела прокурора Бенуа, который вел расследование в поиске опришков. Также есть факты вызова армии Потоцкого, чтобы навести порядок на этих землях. Есть также документы, что действительно у Олексы был родной брат, славный опришок, но чрезвычайно жестокий, и это была его фишка. Он хотел иметь славу и деньги. Также фактом является то, что Довбуши поссорились из-за денег, и Иван ранил Олексу в ногу, и слова в песне о Довбуше «на ножку налегает, топориком ся подпирает» появились именно после того случая. Так что документов, на которые я опираюсь, много, но рассказываю я это как легенду.
– Почему Иван Довбуш получился гораздо ярче, чем Олекса?
– Мерзавцы всегда ярче. Финал картины решает здесь все. Кстати, история Довбуша рассказывается от имени Ивана. Это мое решение, и зритель, который досмотрит все до конца, поймет, почему так.
– Если провести параллель между Довбушем и другими известными киноперсонажами, кого бы поставили рядом?
– Ближе всех Уильям Уоллес. Их истории схожи с тем, что он очень отличался от настоящего героя. Также часто Олексу Довбуша сравнивают с Робин Гудом, но это совсем не так. Но легенда о нем так же больше, чем он сам.
Кроме того, мы сейчас живем в то время, когда все рассказывают о пилоте, который летает в небе и его невозможно сбить. То есть это то время, когда создаются легенды. Люди или сами ее создали, или поверили в нее. Но она позволяет им жить. Сейчас все знают, кто как выглядит, и все равно легенда существует.
– Почему Олекса получился у вас такой слишком положительный?
– Фильм называется не «Олекса Довбуш», а просто «Довбуш». Это история двух ипостасей одного человека. Эпический легендарный герой, олицетворяющий в себе все положительные черты, к которому тянутся люди, ибо он стремится к свободе и борется за нее. А другой – часть того же Довбуша, который переживает историю со славой. Это один и тот же Довбуш. Это как его альтер эго. Я так и построил фильм. Вначале появляется персонаж, который говорит: “Я – Довбуш”. Затем появляется другой и тоже говорит: “Я – Довбуш”. И оба правы.
– Один из самых увлекательных и сложных трюков в вашей картине – это перепрыгивание с колес на крышу кареты. Как он снимался и какой из трюков действительно был самым сложным?
– Его выполняла большая группа каскадеров, а также для этого полтора года тренировали лошадей. Кроме того, изготовлялись специальные устройства для двух карет. Одни – для той, которая ехала, а другие – для той, которая должна переворачиваться. Это особые инженерные разработки. На самом деле она в кадре перевернулась благодаря двум большим кранам, потому что на ее пути ставилось массивное препятствие. И это вполне реальная штука, так что такое возможно не только в кино. Все это делалось вживую, а с помощью компьютерной графики убирались всевозможные тросы.
Но сложнейший не этот трюк, а тот, где по реке сплавлялись актеры. Также очень много внимания уделялось работе с животными. Некоторые сцены снимались очень далеко в горах, на высоте 1900 метров. Для выполнения одного трюка лошади неделю поднимались в горы. Фактически ради двух кадров. Еще сложнее трюков было поддерживать связь с актерами все это время. Благодаря этим большим запланированным разрывам очень трудно остаться в тонусе и играть того персонажа. Для этого я придумал свой режиссерский трюк – я сам снял финальную сцену первой, потому что она решала все для актеров, характеров и динамики.
– Будете ли вы выдвигать эту картину на «Оскар»?
– Лично я не хочу. Я уже навыдвигался, и вы уже навыдвигались моим творчеством. Поэтому меня это не интересует.
Читайте также:
- Языковые скандалы в украинском шоу-бизнесе – забудьте песни на русском
- “Голос країни”: новый сезон может оказаться самым скучным и однообразным
- Green Grey «Подо**ем под дождем»: как Украина задала мировой тренд
Комментарии закрыты.