Стертая большевиками память. В Украине презентовали фильм «ЕвроДонбасс»
Рассказ о реальной истории украинского востока и его индустриализации европейцами
С 21 сентября в украинских кинотеатрах стартовал прокат документального фильма «ЕвроДонбасс», который рассказывает о том, что индустриальным этот регион полтора столетия назад сделали не большевики, а немцы, бельгийцы, британцы, французы и американцы. Vesti.ua – о фильме и о том, почему украинцы должны обязательно посмотреть его.
Две области – Донецкая и Луганская, объединенные термином Донбасс, представляют собой сегодня кровавую рану, причиненную нескончаемой войной, которая длится почти десятилетие.
После 2014 года у многих творческих людей на фоне войны возник интерес к региону. Кто-то переосмысливал реальность, а кто-то пошел копать историю края, которую из-за массы исторических фальсификаций даже местные жители толком не знают. Так и родился документальный фильм “ЕвроДонбасс”, созданный кинокомпанией 435 FILMS при поддержке Госкино и Минкульта.
Идея снять фильм о том, как полторы сотни лет назад на землях когда-то Дикого поля, где проживали украинцы, занимаясь исключительно сельским хозяйством, пришли европейцы и построили с нуля индустриальный регион, родилась у молодого режиссера Корнея Грицюка. До этого он снял фильм “Поезд “Киев – Война”, суть которого заключалась в том, что Корней сел в поезд Киев – Константиновка и начал на камеру беседовать с пассажирами о Донбассе и о войне, начавшейся в 2014 году, о боли воспоминаний и надежды и о том, как выходить из этой ситуации.
Корней Грицюк тогда обратил внимание, что жители региона не знают своей истории, что мыслят они теми стереотипами и мифами, которые им вложила советская историография. И тогда у режиссера появилась идея снять фильм и рассказать правдивую историю Донбасса, который в конце ХIХ века начали осваивать европейские, британские и даже американские предприниматели. Это был период расцвета региона, который спустя полстолетия большевики попытались сделать “витриной социализма”. Все хорошее, что оставили после себя иностранцы, советская власть приписала себе и сделала все, чтобы вычеркнуть европейский период региона из учебников истории.
“Тот мир затонул, словно Атлантида”, – грустно сказал в фильме один из экспертов проекта. Да, большевики уничтожили все исторические архивы на Донбассе, но дотянуться до архивов в Бельгии, Германии и Англии они не могли. Благодаря архивным документам, сохранившимся в Европе, и появился фильм “ЕвроДонбасс” – картина-расследование, цель которой – развенчать советские мифы и рассказать, что более 100 лет назад Донбасс и частично Слобожанщина были неотъемлемой составляющей европейской экономики.
Сразу нужно сказать, что этот фильм смотрится на одном дыхании, потому что “ЕвроДонбасс” сделан очень хорошо: сюжет, документальная хроника, музыка, интервью с экспертами – все это так мастерски переплетено, что держит зрителя в постоянном напряжении не хуже любого художественно экшена.
“Мы стали детективами, когда искали архивы, подтверждающие факты европейской индустриализации Донбасса”
Да, Донбасс в памяти многих людей ассоциировался с шахтами, рабочим классом и ностальгией по советским временам. И поэтому фильм “ЕвроДонбасс” кого-то очень сильно удивит.
“Мы превратились в детективов, когда искали архивы, подтверждающие факты европейской индустриализации Донбасса в конце ХIX – начале XX века. Собирали информацию по крупицам, – рассказывает продюсер “ЕвроДонбасса” Анна Палейчук. – Поиск занял, наверное, полгода, но мы все нашли, анимировали и показали. Если честно, у нас есть гораздо больше архивных документов и фото, они просто все в фильм не поместились”.
Для создания ленты команда нашла и анимировала ряд уникальных, но малоизвестных архивных материалов XIX века, показывающих быт европейцев на Донбассе. Это выглядит так, что зритель видит архивное фото, в котором какая-то деталь оживает. И эта, казалось бы, мелочь, наполняет мертвые архивные материалы жизнью.
Помимо архивного материала, об истории Донбасса до прихода большевиков рассказывают эксперты: местные историки, коллекционеры и активисты, которые до войны занимались темой европейской индустриализации Донбасса.
Вместе с краеведами зритель может в фильме пройтись по еще не разрушенными ракетами Лисичанску, Дружковке и поселку Нью-Йорк и даже тайком заглянуть глазом камеры в оккупированный Донецк, посмотреть на полуразрушенный особняк британца Джона Юза (основателя Донецка). До полномасштабного вторжения в этих местах сохранилось много архитектурных доказательств присутствия в регионе иностранцев.
Многие вещи в фильме комментирует недавно, увы, покинувший этот мир религиовед и историк Игорь Козловский, который рассказывает о философской и религиозной составляющей Донбасса того периода. Ведь на самом деле тут был настоящий Вавилон, в котором уживались люди разных конфессий и мировоззрений.
“На построенные бельгийцами в донецкой степи заводы местное население приезжало поглазеть, как на “Диснейленд”
Краевед Николай Скуридин проводит нам экскурсию по Лисичанску. Именно с этого поселка стартовала история европеизации Донбасса.
Бельгийский ученый-химик и предприниматель Эрнест Сольве построил в Лисичанске завод “ДонСода” (в 1892 году завод вступил в строй. – Прим. авт.), где кальцинированную соду добывали передовым аммиачным способом. До этого Лисичанск был известен как центр добычи угля – первые шахты начали разрабатывать еще в петровские времена, в начале XVIII в.
В результате своего предприятия на украинском востоке Сольве стал монополистом по производству соды в Европе. Бельгийцы построили в степи заводы, на которые местное население приезжало поглазеть, как на “Диснейленд”. Дело в том, что до появления иностранцев на Донбассе, люди в этих местах занимались сельским хозяйством и выработкой неглубоких залежей угля, поэтому огромные цеха, вырастающие на их земле, казались им чудом.
“Я 50 лет прожил в этих местах и ничего не знал о бельгийцах и их наследии, – говорит Николай Скуридин. – А потом стал копать и не мог остановиться, сколько всего интересного открылось”. Николай говорит, что он с единомышленниками боролся за здание больницы, которая сохранилась в Лисичанске после бельгийцев – красивый многоэтажный дом, построенный практичными европейцами на века.
Увы, сегодня бороться не за что, здание больницы разбомбили россияне.
“В Лисичанске уничтожили все. Ничего не осталось”. То, что существовало столетие, за пару месяцев было уничтожено. Все сгорело, ничего не осталось!” – жестко говорит Николай Скуридин.
“Почти каждая французская семья имела инвестиции в промышленность в Дружковке”
На село Верхнее, а впоследствии Дружковка, расположенное в Бахмутском уезде, в ХІХ веке обратили внимание французы, которые начали строить в окрестностях свой промышленный хаб. Позже к ним присоединились бельгийцы и тоже стали строить заводы (сталелитейный и механический).
Иностранцы принесли в регион большие деньги и новые технологии, а взамен получили для себя дешевую рабочую силу и дешевые природные ресурсы.
Историки говорят, что почти каждая французская семья имела инвестиции в промышленность Дружковки. Это было действительно выгодное предприятие, поскольку проценты с денежных вкладов начинали возвращаться уже через три года. Советская власть национализировала все французские предприятия, и вкладчики потеряли свои деньги. В фильме говорится, что для Франции это было таким тяжелым ударом, что французы очень не любят вспоминать этот момент в своей истории.
Нам же остается только в мечтах нарисовать картину того, как бы мог выглядеть Донбасс, если бы иностранцам дали возможность развиваться в этих местах.
Европейцы рассчитывали, что будут жить в этих местах долго, поэтому строились основательно. Проект городка для рабочих в Дружковке выставляли на Международной выставке в Париже в 1901 году как образцовый.
До вторжении россиян в Украину о присутствии французских промышленников в Дружковке напоминали дома конца ХІХ века, а также кладбище, где сохранились могилы и несколько надгробных памятников с надписями на французском.
Поселок Нью-Йорк – немецкое Пирогово
Дольше всего удалось продержаться на Донбассе немцам, чьи поселения и сельскохозяйственные предприятия существовали здесь до Второй мировой войны.
Немцы-меннониты основали на Донбассе больше ста поселений, которые советская власть впоследствии превратила в образцовые поселки городского типа (пгт) с большими заводами.
В фильме речь идет о пгт Нью-Йорк, которому Верховная Рада вернула оригинальное название 1 июля 2021 года вместо советского названия Новгородское. Судьба немцев Донбасса трагична. При советской власти многие были расстреляны или отправлены в ссылку в Казахстан и Сибирь.
Сегодня Нью-Йорк – это прифронтовая территория, которая постоянно находится под российскими обстрелами. Авиабомбами, которыми российские войска забрасывают поселок, они уничтожают последние следы присутствия здесь европейских поселенцев на Донбассе, хотя раньше Нью-Йорк, благодаря сохранившейся архитектуре начала ХХ века, даже называли “немецкое Пирогово”.
“Если бы не война, мы бы точно организовали туристические маршруты по ЕвроДонбассу”
По сути, авторы фильма “ЕвроДонбасс”, сами о том не подозревая, занимались фиксацией истории и объектов Мариуполя, Лисичанска, Дружковки, поселка Нью-Йорк, точек на карте, которые уже невозможно увидеть такими, как в фильме. И это очень горько.
Работа над “ЕвроДонбассом” завершилась за два месяца до начала войны в Украине. Для съемочной группы она, как и для всех украинцев, стала шоком. “Мы хотели в связи с войной изменить финал фильма, но в результате решили ничего не трогать и просто поставили слайд, где с горечью говорим о том, что все города, о которых в фильме идет речь, уничтожены вторжением войск РФ в Украину”, – говорит продюсер картины Анна Паленчук. – Наследие европейцев на Донбассе воодушевило нас. Мы мечтали после премьеры фильма начать разрабатывать туристические маршруты по ЕвроДонбассу. И если бы не война, мы бы точно этим занялись. Но я вам хочу сказать, когда Донецк опять станет украинским и если вы вдруг услышите, что кто-то собирает деньги на реставрацию дома Джона Юза, то это будем мы”.
В фильме много говорится об отсутствии культуры памяти. Сталин превратил Донбасс в витрину индустриализации, и советская власть постаралась стереть все воспоминания о тех людях, которые на самом деле дали толчок к тому, чтобы Донбасс стал индустриальным регионом. Но ведь не знает ничего тот, кто не хочет знать.
“Конечно, тот далекий момент истории нельзя рассматривать сквозь розовые очки: мол, приехали добрые европейцы и все нам построили, а потом пришли злые большевики – и все отняли. Но нельзя говорить и так, как было принято в советские времена, что здесь горбатились за копейки, а когда появилась возможность скинуть это ярмо, люди это радостно сделали. Думаю, что правда на самом деле где-то посередине”, – сказал в одном из интервью режиссер “ЕвроДонбасса”.
На премьере фильма в Киеве зрители, до этого не вникавшие в историю вопроса, поинтересовались у создателей фильма, не корчит ли их от такого пропахшего советской пропагандой слова Донбасс, которое еще и в название внесено.
“Этот фильм о том периоде истории, который происходил 100-150 лет тому. И, пересмотрев сотни оригинальных документов, мы всюду встречали слово Донбасс. Его точно придумал не Советский Союз, – говорит Корней Грицак. – То, что они использовали его в своей пропаганде – это есть, но слово было раньше. Но, мне кажется, что этот фильм о том, что термин “Донбасс” все же должен остаться в прошлом. Потому что про людей это все же больше Донетчина и Луганщина”. Слово Донбасс было придумано именно иностранцами, не большевиками, поэтому мы его и используем”.
Комментарии закрыты.