Актуальные новости

«Вечера на хуторе близ Диканьки» – как ставят балет в Нацопере. Репортаж

Vesti.ua побывали на репетиции балета, премьера которого состоится в Киеве 30 января

На сцене Национальной оперы Украины вовсю идут репетиции балета «Вечера на хуторе близ Диканьки». Так что уже 30 января зрителей ждет премьера. Правда, не совсем новая премьера, скажем так, это громкое возвращение. Дело в том, что балет на музыку современного украинского композитора Евгения Станковича, изначально называвшийся «Ночь перед Рождеством», был поставлен балетмейстером Виктором Литвиновым в 1993 году. После, под обновленным названием, в котором ушли от слова Рождество, балет был представлен в 2015-м, и вот вновь вернулся обновленным. 

Гоголь на современный балетный лад – прекраснейшая фантасмагория

В основу этого балета была положена одноименная повесть Николая Гоголя, которую в свое время использовали для своих опер и Чайковский («Башмачки»), и Римский-Корсаков («Ночь перед Рождеством») и наш Николай Лысенко («Рождественская ночь»). 

Станкович прикоснулся к этой теме по-иному и создал потрясающую музыку, такую кинематографическую, что и без декораций балет смотрится очень красиво. Правда, танцоры за кулисами жалуются: «Музыка Станковича сложная, аж уши заворачиваются, но что поделаешь, – гений!».

Как снимали «Вечера на хуторе близ Диканьки»: секреты культового фильма: читайте здесь

«Драматургия этого спектакля нуждается в нестандартном мышлении и в музыке, и в хореографии, и в сценографии. Под такую ​​музыку поставить обычный балет – нереально. Это должна быть фантасмагория«, – утверждал в свое время дирижер-постановщик Аллин Власенко. Увы, маэстро ушел из жизни, не дожив до премьеры «Вечеров», и теперь премьерой будет дирижировать Виктор Олейник

В балете есть сцена, где Черт играет со звездами

И скажем вам, как люди, отсидевшие генеральную репетицию, прекраснейшая получается «фантасмагория». Про такие спектакли говорят – «на одном дыхании». Балетмейстер-легенда Виктор Литвинов создал по-настоящему национальный балет с ярко выраженными характерами, необычным прочтением сюжета и удачным синтезом классики и фольклора. В спектакле много юмора – некоторые сцены в балете по-хорошему смешные. 

Мы так долго жили офлайн, что хочется в онлайн

Виктор Литвинов говорит, что, несмотря на то, что этот балет уже когда-то шел на сцене Национальной оперы, он получается абсолютно новым – потому что новые исполнители, новые костюмы, но самое главное – новые зрители и критики. Балетмейстер считает, что сегодня публика совсем другая, менее затюканная, как это было при советской системе. 

На вопрос – не боится ли Виктор Литвинов, что в эпоху интернета такие явления, как балет и опера, могут умереть, – балетмейстер заявил, что ради того, чтобы этого не случилось, готов показывать эти спектакли по интернету. 

Балетмейстер-легенда Виктор Литвинов

«Я не шучу, – говорит Виктор Владимирович. – Потому что 30 лет назад мы не смогли балет «Вечера на хуторе близ Диканьки» вывезти за границу, а ведь это был такой современный спектакль, с точки зрения хореографии. И мир тогда не смог его оценить. А был бы тогда интернет, мы бы наш балет показали всему миру. И потому интернет сегодня не мешает. Мы так долго жили офлайн, что хочется в онлайн. Поэтому я хочу, чтобы какие-то платформы наши спектакли транслировали сегодня всему миру. Пусть знают, какие шедевры идут на нашей сцене«. 

А будет ли этот балет интересен иностранцам? «Им все интересно, что необычно. Французы в 90-х «Вечерами» восхищались. Но я помню версию «Щелкунчика» это было не в нашем театре – в которой афроамериканцы в ушанках танцевали русский танец. Иностранцы от этого тоже были в восторге«, – улыбается Литвинов.

Страшно сказать, но Виктор Литвинов работает в Национальной опере уже 55 лет. Vesti.ua поинтересовались у балетмейстера, какой балет он мечтает поставить, но пока не получается. 

«Когда-то в молодости я мечтал поставить «Катерину Измайлову», но это уже прошло. Слишком масштабно, – признается балетмейстер. – А сегодня я мечтаю вот о чем: есть одноактный балет «Кармен-сюита», а балет «Запорожец и султан» никто не делал. А мы с композитором Юрием Шевченко написали большую часть, используя музыку оперы Гулака-Артемовского. «Кармен-сюита» – это ведь тоже оперная музыка Бизе, но Родион Щедрин ее гениально оркестровал и превратил в балет ради своей жены Майи Плисецкой. Так что, есть о чем думать. Но пока я думаю о премьере «Вечеров на хуторе близ Диканьки«.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Сериал "Эйфория" остался без одной из главных героинь

У Вакулы и Оксаны – роман в реальной жизни

Партии Вакула и Оксаны исполняют Ярослав Ткачук и Татьяна Лезова

В «Диканьке» во всех партиях – балетные звезды. Вакулу в балете танцует Ярослав Ткачук, а его любимую Оксану – Татьяна Лезова. Эта пара танцует во многих балетах, включая «Щелкунчика». Но, как выяснили Vesti.ua, они и в жизни вместе. Совсем недавно Ярослав и Татьяна поженились, так что на сцене мы будем наблюдать реальные чувства.

Читайте также: От любви миллионов до дома престарелых: 6 историй звезд кино и шоу-бизнеса

А вот Черт в этом балете сразу стал любимцем всех журналистов. «Не могу сказать, что я черт по жизни, – улыбается танцор Даниил Силкин. – Вообще-то я очень хороший«. Артист рассказывает, что Виктор Литвинов приметил его, еще когда он сдавал госэкзамен в хореографическом училище. «Не знаю уж, что он там рассмотрел во мне, но факт: я – Черт!«, – говорит Силкин.

Танцор Даниил Силкин уверяет, что в жизни он никакой не черт, а очень хороший парень

Из «Лебединого озера» – в Диканьку

Царицу Екатерину Великую в балете танцует прима-балерина Юлия Москаленко. Ее танец действительно отличается величественностью. 

В партии царицы Екатерины — Юлия Москаленко

Впрочем, ничего удивительного, в балете Юлия – настоящая королева. В ее репертуаре известнейшие лирико-драматические партии: Одетта-Одиллия, принцесса Аврора, Жизель. Это она танцует 32 фуэте во втором акте «Лебединого озера». Партия Царицы для примы-балерины не такая сложная, но интересная, потому что характерная, требующая не только техники, но и актерского мастерства. 

Юлия рассказала Vesti.ua о том, что изучала Екатерину Великую как личность в истории, и ее удивило, что она был очень любвеобильной, имела десятки фаворитов. 

К слову, эта любвеобильность отражена в балете «Вечера на хуторе близ Диканьки»: по сюжету Екатерина «жестко» заигрывает к красавцу Вакуле, а ему на месте Царицы все чудится любимая Оксана.

По мнению Юлии, «Вечера» понравятся иностранному зрителю, потому что в Европе сегодня модно делать современные постановки. А этот балет, с одной стороны, очень колоритный, а с другой – классический. И неповторимая музыка Евгения Станковича, хотя балерина тоже подтверждает, что танцевать Станковича очень сложно.

У Солохи настоящий любовный марафон

Когда на сцену «вырулила» колоритная Солоха, все в зале оживились: «Настоящая ведьма!» Эту партию танцует балерина Елена Карандеева.

Солоха в исполнении Елены Карандеевой дает прикурить даже Черту

Интересно, что 14 января Елена дебютировала в партии Кармен, а уже 30 января мы увидим ее в роли Солохи. «Год у меня стартовал очень насыщенно, и женщины-героини у меня колоритные«, – резюмирует балерина. 

На вопрос, почему ей достаются такие сильные женщины, Елена Карандеева сказала, что в жизни она совсем другая – слабая и нежная, а на сцене вот ей доверяют сильных и решительных. Ее Солоха – настоящая мастерица обольщения. «Ой, не знаю, как так получается. Просто, когда я надеваю костюм и делаю грим, я полностью перевоплощаюсь«, – говорит балерина. 

Читайте также: Главные кинопремьеры недели: “Вальдо” с Мелом Гибсоном, “Агент 117” и новые “Мы-монстры” 

Карандеева, если присмотреться, чем-то напоминает актрису Элину Быстрицкую, которая играла Солоху в фильме Александра Роу. Неизвестно, заметил ли это Виктор Литвинов, но Елена сегодня в роли Солохи единственная. 

У ведьмы из Диканьки есть в спектакле очень длинная сцена, где она по очереди флиртует с четырьмя героями, включая Черта. «Это прямо марафон любовный, и его нужно выдержать«, – смеется балерина.

И добавляет, что если эмоционально и физически настроиться на роль, то выдерживать это легче: «Если не дарить образу эмоции, тогда остаются только движения, поэтому мы все копим эмоции. Ну, и актерское мастерство, без него никак«.

Как выяснили Vesti.ua, Елена Карандеева готовится к еще одной мистической роли — она будет танцевать Маргариту в балете «Мастер и Маргарита». Вот этой роли она побаивается больше, чем Солохи. 

Интересные факты о балете “Вечера на хуторе близ Диканьки”

!

 

Комментарии закрыты.